Другие статьи рубрики:


Культура и искусство  ->  Литература

Все люди - братья?!


    Вопрос и сомнение в ответе, даже ироничное недоверие  в этой коротенькой фразе, которую писатель и публицист Александр Ольшанский сделал заголовком своих мемуаров, имеющих подзаголовок  «Воспоминания и размышления о ХХ веке». Истоки смысла фразы в утверждениях красноярских ученых, что все мы в 14 поколении  братья и сестры. Да и произошли вроде бы от Адама и Евы, так почему же  мы так жестоки друг к другу? Поиски на этот вопрос и составляют содержание мемуаров, они  и основной стержень судьбы самого автора.

Начинаются мемуары с первого воспоминания автора – страшной бомбежки немцами его родного Изюма, а заканчиваются размышлениями о необходимости гармонизации всех сторон жизни на нашей планете. Между ними почти семьдесят лет интереснейшей судьбы автора, ставшего известным писателем, прошедшим путь от паренька с городской окраины до крупного издательского деятеля, директора экспортно-импортного департамента в области прав на произведения художественной литературы и искусства. Полный текст воспоминаний размещен на сайте писателя www.olshanski.ru в разделе «Исповедь сына ХХ века».

Но речь здесь идет не о карьере. Напротив, Ольшанский, где и как только мог, ломал ее в пользу собственного творчества. Человек яркий и одаренный, он неизменно привлекал внимание кадровиков. Еще в Литинституте, где его с первых дней учебы считали одним из самых перспективных студентов, он становится одним из организаторов забастовки против решения Хрущева о закрытии очного отделения вуза – спустя 45 лет он возглавит правление Содружества выпускников Литинститута. А тогда последовали три года  армейской службы, исключение из вуза якобы по причине академической неуспеваемости, восстановление в числе студентов. Потом журналистика, предложение перейти на работу в аппарат ЦК ВЛКСМ. Там он знакомится с теми, кто потом станет главами государств, премьер-министрами союзных республик, крупными партийными и государственными деятелями. Из аппарата уходит в заведующие редакцией по работе с молодыми авторами, но потом о нем  вспоминают, и он становится заместителем главного редактора Госкомиздата СССР  в области литературы и искусства. Конфликт с руководством, швыряет заявление об увольнении и несколько лет не печатает ни строки. Потом становится рабочим секретарем Московской писательской организации и редактором газеты «Московский литератор». Начинается перестройка, ему предлагают возглавить управление литературы и искусства всесоюзного агентства по авторским правам. Развал СССР стал причиной   духовного и творческого кризиса автора. После 1993 года он, вспомнив юность, когда после техникума  был механиком и  водителем, четыре года в качестве дальнобойщика ездит по Руси Великой, возвращается в народ, обретает как бы новый язык в прозе и публицистике.   Неожиданно получает  приглашение написать политическую резолюцию очередного съезда партии власти, тогда это был НДР, возглавить отдел в  федеральном исполкоме.

Богатая личная биография питала творчество писателя, но и сводила ( или сталкивала)  с множеством известных и знаменитых людей. Среди них Назым Хикмет и Борис Бедный, Михаил Светлов и Виктор Астафьев, Алексей Аджубей и Борис Пастухов, Николай Рубцов и Валентин Распутин, Михаил Дудин и Валентин Ежов, Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский, Михаил Лобанов и Юрий Селезнев, десятки других известных деятелей литературы и искусства. Мемуары написаны по принципу «Платон мне друг…», поэтому в них не только хвалебные характеристики.

Но самое ценное в произведении – это история мировоззрения автора, бесконечные его ломки, кризисы, разочарования, поиски истины, расставания с навязанными условностями и так называемыми научными категориями, которые писатель назовет предрассудками. В результате Ольшанский усомнился в некоторых законах диалектики и пришел к выводу, что не борьба противоположностей является двигателем развития, а асимметрия, которая является такой же всеобщей категорией как пространство, время, информация, "золотое сечение", гармония…     С помощью теории информации сформулирует основные понятия информационной теории литературы и искусства, назовет свое главное произведение, уникальную дилогию «RRR» произведением метареалистическим, то есть послереалистическим. Оказалось, что все эти годы он шел к Богу – как  представителю высочайше развитой космической цивилизации, Создателю нашего мира. В конце концов увидит выход для земной цивилизации в торжестве философии и этики Гармонии, станет активным участником и почетным членом Глобального Союза Гармонии, объединившего под началом петербургского социолога и философа Льва Семашко десятки видных ученых, интеллектуалов, общественных деятелей, писателей со всех континентов – закономерный итог трудных поисков в течение полувека.






Параметры статьи

Адрес источника: http://olshanski.ru/articleItem.aspx?groupId_1=15&itemId_1=849

постоянная ссылка на статью: http://po4itaem.ru/art/755_stat.html