Другие статьи рубрики:


Культура и искусство  ->  Изобразительные искусства

Античное творчество эпохи владычества античных государств


Самое главное из направлений в портретном искусстве первые столетия до Рождества Христова следовало оригинальной эгейской традиции, устремляясь к полной правдивости внешнего соответствия. В скульптуре мастера из Папского музея, расположенного близ Колизея, скульптор изваял старого гражданина тонким целеустремленным лицом. Считается, что эта голова была частью скульптуры, изображающей античного человека в момент молитвы богам. Мастер осознанно хочет сделать лицо в точности таким, каким оно имело место быть в реальности, и любая погрешность являет для мастера огромное значение.

Ваятель до сих пор не владеет в максимальной степени приемами обработки камня: черты на лице представлены жесткими сухими штрихами. И все-таки в скульптуре мы представляем великого гражданина стального характера, добивающегося своего и волевого римлянина, усредненного образчика эгейской храбрости, которая в мыслях античных людей соотносилась с аскетичностью и замкнутостью нравов. Еще одно направление в портретном творчестве объединяло этрусскую точность в изображении черт лица с особенностями отождествления, типичными для римского искусства. В портретах, созданных в течение I столетия до нашей эры, как никогда видно влияние греческой школы. В статуе римского воителя Помпея человека искусства привлекает не только цельность внешности, но и общее ощущение, которое создает некрасивое, но в своем роде величественное лицо. Среднего возраста гражданин с растрепанной прической, прямым носом, двойным подбородком и мускулистой шеей, словно сошедший с Гекатомпедона. В наклоненной позиции верхней части тела видится неприкрытое упоение положением в обществе и простоватая ограниченность. В чертах лица, во взгляде глубоко посаженных глаз и упрямой линии губ, мастер изобразил неповторимость внешнего вида Горация и указал на общие нюансы его личности. Скульптор породил пример деятельного и властного легионера, мудрого оратора, аккуратного и расчетливого в своей роли воителя, который бесстрашно участвовал в жестокой битве за страну, протекавшей в Римской республике в конце 1-го века до нашей эры. Дальновидность и честность художника не противоречат и свидетельствами современников. Один из них представил Экумена как гражданина прямого в высказываниях и с черной душой.

Эти свойства его личности нашли свое присутствие в античном произведении. Свойственное гражданам Рима принципиальное меркантильное отношение к людям, способность воспринимать ее такой, какая она есть и хорошо воспринимать отчетливо выражаются в замечательном портрете Экумена. В результате, в начале первого века до нашей эры укрепляется не имеющее исторических аналогов искусство этрусского портрета, где сливаются в общем художественном союзе самобытно этрусская традиция и инфлюенция древней скульптуры Эгеи, данная черта обусловила все позднейшее развитие скульптурного портрета Древнего Рима.





Параметры статьи

Адрес источника: http://www.antica.lt

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/728_stat.html