Другие статьи раздела:


Производство

Шпалы и рельсы - основа железнодорожного полотна


Железная дорога у многих непременно ассоциируется с рельсами и шпалами. Вспомним хотя бы детскую считалку: «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, / Ехал поезд запоздалый». Именно об этих материалах верхнего строения пути сейчас и пойдет речь.

 

Впервые рельсовый путь появился в 1755 году на Алтае. Для перевозки породы на рудниках там был проложен узкоколейный путь с деревянными рельсами, по которым перемещались деревянные вагонетки.

 

В 1767 году Ричард Рейнольдс впервые уложил на подъездных путях к шахтам и рудникам Колбрукдэйла рельсы из стали U-образной формы, которые пришивались к деревянному брусу желобом кверху. Для передвижения вагонеток по таким рельсам использовалась тяга человека или лошади, до тех пор пока в 1830 г ни была открыта первая паровая железная дорога Ливерпуль - Манчестер.

 

С тех времен технические характеристики рельсов и шпал и методы их изготовления кардинально изменились. Сейчас при подборе типа рельсов необходимо смотреть на целый ряд параметров железной дороги — грузонапряженность линии, нагрузки, скорости движения поездов и т.д.

 

Тип российских рельсов принято обозначать буквой Р и числом, округленно равным массе 1 метра рельса. В соответствии с ГОСТ Р 51685-2000 выделяется 4 типа железнодорожных рельсов: рельсы Р 50, Р 65, Р65К, Р75. Самые распространенные рельсы 65 и Р 50.

 

На трамвайных путях применяются специализированные трамвайные желобчатые рельсы типа ТВ-60, а также стандартные железнодорожные рельсы типа Р 50.

Шпалы деревянные гарантируют неизменность взаимного положения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов и передают его на балластный слой.

Изначально шпалы изготовляли из железа и древесины (сосны, дуба, лиственницы и т.д.). Обработанные масляными креозотом, то есть шпалы деревянные , и в данное время остаются самыми популярными в мире — 90 % от общего количества шпал.

 

К строительству железной дороги надо относиться крайне ответственно и использовать исключительно те рельсы и шпалы, которые отвечают стандартам качества.

 

С пятидесятых годов в нашей стране широкое использование получили шпала железобетонная, которые гарантируют высокую устойчивость пути, плавность движения железнодорожных составов и очень удачно применяются на бесстыковом пути.

 





Параметры статьи

Адрес источника: http://www.raideks.ru/doc/offers/rails

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/71_stat.html