Другие статьи рубрики:


Общество  ->  Международные отношения

Абордажный бизнес


В детстве многие из нас читали книжки Роберта Стивенсона и Рафаэля Сабатини о лихих корсарах, берущих на абордаж испанские галеоны с золотом. Однако сейчас школьники имеют гораздо больше возможностей узнать о пиратстве. Достаточно просмотреть ленту новостей в сети Интернет, из которых видно, что пиратский бизнес активно развивается и приносит немалый доход его участникам. Кроме того, он затрагивает интересы многих государств мира. Примером тому - захват сомалийскими пиратами украинского судна «Фаина». Вообще, до недавнего времени в морском пиратстве лидировали моря Юго-Восточной Азии, где рекорд уверенно удерживал Малаккский пролив. Именно про юго-восточных пиратов повествовал советский боевик «Пираты ХХ века», Однако теперь корсарская «пальма первенства» уверенно движется в сторону побережья Сомали.

Сомали сегодня
Итак, почему именно Сомали стало новым центром пиратской активности? Все дело в том, что фактически сегодня государство Сомали существует только на картах и глобусах. Реальность же такова, что власть находится в руках Переходного Федерального Правительства, которое не пользуется поддержкой большинства населения страны и контролирует только часть южной территории Сомали вместе со столицей Могадишо. Также существует самопровозглашенное независимое государство Сомалиленд на северо-западе, полуавтономная провинция Пунтленд на северо-востоке, которая на словах поддерживает нынешнее правительство, но в тоже время является основной базой сомалийских пиратов. Ну а остальные территории контролируются небольшими вооруженными группировками. В Сомали уже много лет свирепствует засуха и неурожай, из-за чего она поддерживается Международной Продовольственной Программой, которая предусматривает регулярную доставку грузов гуманитарной помощи для населения. Такой хаос и неразбериха естественно является стимулом к росту преступности и, в частности, морскому разбою. Кроме того, существует еще одна причина, в какой-то мере, еще более важная – географическое месторасположение страны. Все дело в том, что с севера Сомали омывается водами Аденского залива через который проходит самый короткий, и как следствие, наиболее оживленный морской путь из Европы в Азию. По статистике около 16000 судов в год проходят через этот залив, доставляя товары и нефть в Европу. Именно поэтому центр пиратской деятельности в нынешнем году сместился из прибрежных вод Могадишо в сторону Аденского залива, где вероятность получения богатой добычи возрастает в несколько раз.

Тактика захватов
Ранее пираты промышляли недалеко от берега, потому первоначально считалось, что если судно идет на удалении более чем 100-150 км, то оно не подвергается риску быть захваченным. Однако сегодня такое правило не является эффективным. Все дело в том, что еще год назад пираты использовали сугубо небольшие плоскодонные лодки с мощными двигателями. Эти лодки быстры и маневренны, но у них весьма ограниченный запас хода. Сейчас же пираты активно применяют так называемые «материнские суда» или суда обеспечения – траулеры, на которых они выходят далеко в море и в случае появления корабля, спускают на воду те самые небольшие лодки с вооруженными людьми, которые тотчас же начинают преследование. Также сами пираты улучшили свое оснащение, о чем свидетельствует использование систем GPS-навигации и спутниковой телефонной связи. Более того, морские преступники не действуют на «авось», а тщательно и изощренно планируют свои нападения. Если ранее их вооружение составляло стрелковое оружие, то сейчас есть группы, оснащенные ручными противотанковыми гранатометами и портативными системами для поражения воздушных целей. Еще год назад пираты ограничивались стрельбой в воздух из автоматического оружия при приближении к судну, но в этом году ситуация многократно обострилась. Свидетельством тому - стрельба из гранатомета по японскому нефтяному танкеру «Takayama» в апреле этого года. Вообще сегодня бытует мнение, что с момента как команда корабля замечает пиратов до захвата судна проходит не более 15 минут. Такой короткий промежуток времени позволяет объяснить почему, несмотря на присутствие международных морских патрулей, суда продолжают захватываться.

Разбойный «бизнес»
Теперь настало время посмотреть на статистику. Только за 9 месяцев текущего года территориальных водах Сомали зафиксировано более 60 попыток морского разбоя, которые стали причиной захвата 30 судов. Еще в прошлом году было атаковано всего лишь 25 судов. Из этого можно сделать вывод, что масштабы пиратства выросли более чем в два раза только за один год. На самом деле, сегодня это самый прибыльный и динамично развивающийся «бизнес» в Сомали, в который вовлекается все больше число сомалийцев, которые фактически не имеют иных способов заработать деньги. Ведь за каждое судно сегодня пираты получают выкуп, а это является мощным стимулом для развития этого преступного промысла. Несколько лет назад размеры выкупа колебались в пределах от десятков до нескольких сотен тысяч долларов. Однако уже в 2008 году эти размеры увеличились на несколько порядков: от полумиллиона до двух миллионов долларов и это не предел» - рассказывает специальный представитель Генерального Секретаря ООН по Сомали, Ахмеду Ульд-Абдаллах. - «За освобождение японского сухогруза «Stella Maris», который находится в плену с 20 июля этого года, пираты требуют 3,5 миллиона долларов США. Вообще общая сумма полученных пиратами выкупов за 2008 год составила около 30 миллионов долларов. Поэтому нет ничего удивительного, что масштабы пиратства разрастаются буквально с каждым днем.»

Борьба с пиратством
Хотя нынешние власти Сомали не были замечены в поддержке этого преступного промысла, однако они не в состоянии каким-либо образом помешать пиратской деятельности. Правда, в докладе организации лондонской организации Chatman House пишется, что основной базой пиратов сегодня является провинция Пунтленд – родина нынешнего президента страны Абдуллахи Юсуф Ахмеда, и, по мнению одного из экспертов этой организации, высшее руководство Сомали хоть и не вовлечено в организацию морского разбоя, но вполне возможно получает определенную долю выплат. Единственный период, когда пиратство практически прекратило свое существование – это вторая половина 2006 года, когда к власти в Сомали пришли лидеры повстанческой группировки Союз Исламских Судов. Однако с началом правления нынешнего Переходного Федерального Правительства пиратская деятельность возобновилась в более масштабных пределах. Если говорить о международном сообществе, то оно хоть и выступает с резкой критикой в адрес пиратской деятельности, однако практических шагов сделано немного. Один из них – резолюция Совета Безопасности ООН, призывающая все государства, заинтересованные в безопасности морского судоходства, активизировать борьбу с пиратами в открытом море у побережья Сомали. Сегодня одной из наиболее активных стран, которая противодействует пиратству в Сомали, является Франция. Именно французским отрядам специального назначения удалось захватить шестерых пиратов во время передачи выкупа за прогулочную яхту «Le Ponant». Кроме того, когда 2 сентября была захвачена очередная французская яхта, президент Саркози утвердил план силового освобождения заложников, в результате которого были освобождены французские моряки, убит один пират, а остальные преступники взяты в плен. Посильную помощь оказывает Канада. Напомню, что в Сомали жители испытывают постоянную нехватку пищи, потому в эту страну, согласно плана Международной Продовольственной Программы, морским путем регулярно доставляются гуманитарные грузы. И именно Канадское правительство предоставило военные суда для экскорта этих грузов. Необходимо упомянуть и о частных компаниях, предлагавших помощь правительству Сомали в борьбе с пиратством. Так, в мае 2008 года французское частное охранное агентство подписало соглашение с руководством Сомали на обеспечение как морской безопасности этой страны, так и личной охраны президенты, однако вследствие того, что руководство страны не оплатило услуги этой фирмы, контракт был расторгнут. Нельзя не сказать об одном интересном случае, когда другое частное охранное предприятие предложило свои услуги руководству в Сомали по обеспечению безопасности морских границ Пунтленда, однако через некоторое время трое сотрудников этой охранной фирмы были осуждены в Таиланде на 10 лет тюремного заключения за пиратскую деятельность.

Будущие последствия
О том, что следует ожидать от пиратства, рассказал специальный представитель Генерального Секретаря ООН по Сомали, Ахмеду Ульд-Абдаллах: «До сих пор подавляющее большинство людей считают, что эта проблема сугубо Сомали и прилегающих к ней стран, но я более чем уверен, что пиратская деятельность угрожает экономике многих стран. Смотрите сами – уже сегодня страховые тарифы для судов, проходящих через Аденский залив, возросли в десятки раз. В связи с этим судовладельцы, ради экономии своих средств, будут вынуждены отказаться от прохода через этот опасный залив, и направят суда через мыс Доброй Надежды, то есть вокруг Африки. Во-первых, такой шаг увеличит время доставки товаров, а во-вторых, стоимость самой доставки, что автоматически вызовет рост цен на доставляемые товары. Как видите, только в этом случае большинству стран Европы и Северной Америки будет нанесен экономический ущерб. Более того, нельзя забывать о вероятности экологической катастрофы. Как я уже говорил ранее, пираты сейчас обладают мощным вооружением, и в случае атаки на нефтяной танкер, как было с японским судном «Takayama», может произойти разлив нефти. Поэтому, вроде бы локальная пиратская деятельность станет причиной многих неприятностей для международного сообщества, и игнорирование этой проблемы является не самым лучшим выходом из сложившейся ситуации.»

И напоследок…
В начале 17-го века воды Карибского бассейна бороздили около сотни пиратских кораблей, которые в случае объединения, составили бы многотысячное войско. Хваленый «Золотой век пиратства» на самом деле «играл на руку» ведущим морским державам того времени, которые вели непрерывные войны за земли Америки. Та же Англия, выдавая пиратскому капитану каперский патент на право захвата судов противника, получала в свое распоряжение фактически еще один боевой корабль, который таким своеобразным методом отстаивал государственные интересы. Однако как только в Карибском море воцарился мир, и пиратство стало угрозой для торгового судоходства, многочисленное корсарское воинство было уничтожено в кратчайшие сроки. Возникает резонный вопрос: кому сегодня выгодно пиратство в Сомали?

 

Роман Козловский





Параметры статьи

Адрес источника: http://delod.odessa.net

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/225_stat.html