Другие статьи рубрики:


Бизнес  ->  Промышленность

Эффективность энергосбережения в оптимизации промышленного сектора


На сегодняшний день проблема энергосбережения как системы мер по сохранению баланса при расходе электроэнергии очень актуальна. С 1996 года, после принятия первого закона РФ об энергосбережении, модернизации данной отрасли не уделялось внимания. Согласно статистике Министерства промышленности и торговли, 14% всей электроэнергии (137 ТВт/ч в год) в стране приходится на освещение промышленных объектов. Подобная ситуация не может не вызывать опасений. Усовершенствование систем освещения становится одним из факторов, способствующих росту энергоэффективности.

Однако наличие некоторых противоречий, в т.ч. и на законодательном уровне, в значительной степени тормозит развитие энергосберегающих технологий. С одной стороны, государство вкладывает достаточные объемы финансовых средств, отмечен довольно удачный запуск нескольких пилотных проектов, а с другой - отсутствуют четкие механизмы законодательного регулирования процесса финансирования.

Механизмы финансирования

В ФЗ № 261 предусмотрены механизмы финансирования, которые не соответствуют современным российским реалиям в той мере, которые необходимы, по мнению экспертов рынка. Данный факт становится очевидным при рассмотрении:

- субсидирования из федерального бюджета;

- коммерческих контрактов.

Так, получение субсидий - процесс длительный и сложный. Существующие в регионах фонды и центры, которые специализируются на финансовом обеспечении мероприятий, проводимых в целях энергосбережения, характеризуются дефицитом бюджета. Получая лишь дотации со стороны малого и среднего бизнеса, такие организации не в состоянии предоставить денежные субсидии в достаточном объеме.

Другой механизм, регламентируемый ФЗ № 261, предполагает возможность заключения коммерческого энергосервисного контракта между предприятием и энергосервисной компанией (ЭСКО). Такое сотрудничество позволяет использовать на производстве технологии энергосбережения, предоставляемые соответствующей компанией, способной обеспечить финансирование модернизации объектов по переходу на энергосберегающие технологии. Оплату данной услуги предприятие осуществляет, исходя из сэкономленных по факту средств. Подобная система довольно давно используется за рубежом. К примеру, в США энергопотребление за 4-10 лет снижается на 26-42%, а финансовые вложения в данном сегменте достигают 3,5 млрд долларов в год.

Несмотря на явные преимущества подобного варианта, в России заключение контрактов с энергосервисными компаниями пока не получило широкого распространения. Помимо того, что энергосервисные контракты являются новой услугой для России, очевидным препятствием для их использования становится ограниченность этой сферы проектами с небольшим (до 3 лет) сроком окупаемости.

Перспективы

Вопрос о поиске оптимального механизма регулирования софинансирования комплексных программ по энергосбережению в скором будущем планируется решить на законодательном уровне, внеся ряд поправок в ФЗ 261. Главным образом, планируемые нововведения коснутся энергосервисных контрактов. Так, планируется создание ведомства, в функциях которого будет также входить вопрос разработки механизма взаимодействия ЭСКО и потенциальных заказчиков. Внешэкономбанк уже дал свое согласие на образование подобной структуры - Российского энергетического финансового агентства.

Несмотря на то, энергосервисные услуги не получили достаточного распространения, есть и исключения. Одним из примером является ЭСКО и фирма-производитель светодиодных светильников «АтомСвет». Кроме реализации своей продукции, компания разрабатывает и внедряет различные варианты перехода на энергосберегающие системы освещения, в том числе - за счет заключения энергосервисных контрактов, включающих в себя услуги, начиная от энергоаудита, расчета процента экономии, ТЭО, проектирования, и заканчивая поставкой и монтажом светодиодного оборудования.

Предлагаемая компанией схема довольна проста: на выходе заказчик оплачивает услуги из ресурсов, сэкономленных в результате модернизации, и на начальном этапе не вносит никаких дополнительных средств.

Специалисты Сбербанка России прогнозируют инвестирование приблизительно 3,5 трлн. руб. в систему мер по энергосбережению. Около 2 трлн. из указанной суммы, вероятно, придутся на долговое финансирование. Принципиально важным становится тот факт, что подавляющее большинство подобных мероприятий будет проведено с применением энергосервисных контрактов.





Параметры статьи

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/19251_stat.html