Другие статьи рубрики:


Культура и искусство  ->  Музыка

Появление идеи, разработки ученых и различные аппараты для соединения цвета и музыки


Идея цветомузыки возникла не очень давно, хотя человек практически всегда на уровне интуиции ощущал тесную связь цвета и звука. Ряд известных людей – научных деятелей, художников, музыкантов – прилагали большие усилия, чтобы соединить эти две материи - цвет и звук. Так, в 16 веке музыкант и живописец Арчимбальдо делал попытки соединить видимое и слышимое. На уроках по изобразительному искусству он подбирал к каждой цветной карточке соответствующую ноту. Известнейший английский математик, физик и астроном Исаак Ньютон в 1665 году разложил всю музыкальную гамму на солнечный спектр при помощи обычной призмы из стекла. Так, нота “до” отождествлялась с красным цветом, “соль” – зеленым, “фа” – голубым, “ми” – синим, “ре” – фиолетовым, “си” – оранжевым и “ля” – желтым.

Работу в области соединения звука и цвета продолжил создатель проекционного аппарата и ученый-энциклопедист А. Кирхер. А монах Л. Кастель в 18 веке разработал своеобразный клавесин для глаз, который позволял воспринимать музыку людям с различными нарушениями слуха. Но данное уникальнейшее изобретение Кастеля не сохранилось. Благодаря его соратнику Эккартсгаузену клавесин для глаз был восстановлен и немного усовершенствован. Из-за этого аппарат был назван аппаратом Кастеля-Эккартсгаузена.

В 70-х годах 20 в. американец Б. Бишоп придумал интересный прибор: на фисгармонию он прикрепил экран матового стекла, пропускающий свет фильтрами различных цветов. Таким образом, играя на фисгармонии и открывая нужные фильтры, экран окрашивался в соответствующие цвета. Другой английский ученый А. Римингтон создал гигантский орган, который проецировал цветомузыку на экран посредством двенадцати разноцветных огней. Однако, этот аппарат был несовершенным, и самостоятельно проигрывать музыку не умел: ему аккомпанировать должен был какой-нибудь другой инструмент, воспроизводящий музыку.

Автором любопытного опыта взаимодействия цвета и музыки стал Т. Вилфред, который создал музыку цвета вообще без использования музыкального аккомпанемента. На проекторе были не только различные цвета, а вальсирующие и пляшущие фигурки – квадраты и круги.

Среди композиторов, обративших свой взор к сфере сочетания цвета и звука, был композитор-новатор А.Н. Скрябин, обладавший от рождения “цветным слухом”. По его теории был построен спектр, отличный от спектра, предложенного Ньютоном. Так, у Скрябина нота “ре” соответствовала желтому цвету, “си” – синему, “ми” – голубому, “соль” – оранжевому, “ля” – зеленому. Самым первым в истории музыки Скрябин добавил в свою симфоническую партитуру “Прометей” специальную нотную строку для партии цвета. Для сочетания цвета и звука композитор сделал инструмент для музыки цвета и назвал его световым клавиром. Т. о., идеологически Скрябин предвосхитил появление современного цветомузыкального искусства, ставшего в 20 веке массовым.

Цветомузыка пользовалась огромным спросом на концертных и танцевальных площадках, а в 90-е годы достигла своей вершины. Для наглядного примера можно вспомнить завораживающие представления французского композитора Жан-Мишеля Жарра, в которых были задействованы огромные светомузыкальные конструкции.

Исследования в области сочетания музыки и цвета продолжаются и сегодня. Недавним изобретением является хромонтальный синтезатор, который разработали российские ученые. Это устройство может связывать цвет, музыку и видеоряд. Данный прибор также имеет возможность улавливать мельчайшие изменения звуковых сигналов и преобразовывать их в свет. Такой синтезатор можно использовать как для построения световых декораций, так и в процессе обучения людей музыке.





Параметры статьи

Адрес источника: http://goodb.ru/

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/15247_stat.html