Другие статьи рубрики:


Культура и искусство  ->  Литература

Цифровая эволюция рынка академической и учебной литературы США и Европы


Большинство издателей академической и профессиональной литературы рассматривают возможность или уже применяют цифровые технологии, в частности создают электронные версии печатных изданий, используя различные способы доведения книг до читателя. Так, в попытках прямых контактов с потребителем, некоторые издатели используют профильных дистрибьюторов «OverDrive» или «DPS», в то время как другие работают только с традиционными библиотеками через такие сервисы как «Netlibrary» и «Questia», контролируя использование своих текстов. Кроме того, библиотеки могут использовать издательства в качестве агрегаторов. К примеру, «Book Services» издательства научных журналов «Blackwell» (с 2007 года входит в «Wiley») интегрирует платформу для электронных библиотек ebrary с собственной системой «Collection Manager workflow», позволяющей искать, сортировать и упорядочивать академические и научные издания.

По всем признакам прорыв в направлении дигитализации контента, должны были совершить американские издатели, однако вопрос защиты авторских прав сдерживает этот процесс. Еще один сдерживающий фактор – вопрос контроля финансовых поступлений от использования контента, доступного в интернете, в разных странах. И сегодня принцип «добросовестного использования материала, охраняемого авторским правом», позволяет читателям в США получать лишь библиографические данные плюс несколько коротких выдержек по теме поиска. В Великобритании и других странах Европы свободный поиск возможен лишь по книгам с истекшим сроком авторского права, в противном случае доступ к источнику также ограничен.
Конечно, ведущие издатели электронных учебников и книг стараются всячески стимулировать интерес к этому продукту, и отчасти добились в этом неплохого результата. «John Wiley & Sons», начав с 300 наименований в 2001 году, сегодня продает около 2000 наименований в электронном формате. Стратегия «Springer», одного из ведущих издателей STM-литературы, который начал продавать цифровые версии своих изданий с 2004 года, – максимально либерализовать доступ к е-версиям новых изданий для библиотек и корпоративных клиентов без технических ограничений по их использованию.
Благодаря усилиям вышеназванных и др. компаний доходы от STM-литературы в США и Европе по прогнозу компании «Electronic Publishing Services», в 2008 году превысят 10 млрд. долларов, причем на электронный формат придется 60% этой суммы.

Во многом интерес к цифровым технологиям у издателей спровоцирован структурными изменениями в образовании. Так, падение спроса на учебники среди студентов отразилось и на издателях, и на книжных магазинах. Среди причин спада называют и повышение стоимости обучения, и дороговизну учебников, и расширение рынка подержанных книг на «Amazon» или «eBay». Кроме того, при растущей модульности обучения студентам нужны всего одна-две главы из каждого учебника.

В ответ на эту тенденцию «Pearson», имеющий большой издательский портфель по различным направлениям научного знания, начал выпускать издания, выполненные под конкретный учебный курс и представляющие собой своеобразный «дайджест» информации по теме.
Одновременно происходит очевидный сдвиг в высшем образовании от классической книжной учебной литературы к образовательным порталам. Начало этому направлению было положено в сфере литературы по бизнесу, маркетингу и экономике с постепенным переходом к техническим дисциплинам. Так, «Pearson» сегодня предлагает целый спектр учебных ресурсов, включая «webCT», «Blackboard» и систему контроля обучения «Course Compass»; «Palgrave» создает поддерживающие веб-сайты для основных учебников; «OUP» предлагает руководства по обучению и помощь в формате «PowerPoint». Собственная программа есть и у издательства «Wiley» (подробно об этом см. апрельский номер «Книжной индустрии»). А компания «McGraw-Hill» создала систему «Homework Manager» – сетевой сервис, позволяющий создавать проверочные задания и тесты на базе материала учебника по финансам и бухгалтерскому учету. В систему интегрирована функция автоматической проверки заданий, а комментарии преподавателя могут поступать как онлайн, так и на бумажном носителе. Для студентов, изучающих медицину, «Elsevier Health Sciences» разработал сервис «StudentConsult», позволяющий создавать персонифицированную электронную библиотеку, получать доступ к банку многоальтернативных вопросов, каталогу лекарственных препаратов и другой полезной информации через PDA.

Итак, сегодня мы являемся свидетелями принципиальных перемен в образовании. Интернет значительно расширил возможности доступа к знанию, позволил издателю установить контакт не только с преподавателями, но и со студентами. Университетский книжный магазин – лишь одна из возможностей выйти на читателя, который, в свою очередь, испытывает все меньшую потребность в бумажной книге.

Однако однозначного и легкого пути включения издательств и книжных магазинов во всеобщую цифровую революцию не существует. Стоимость POD еще достаточно высока, кроме того, пока еще не развита практика контроля и защиты авторских прав на цифровые произведения (DRM). Кого ждет успех на этом пути? Откажутся ли авторы от услуг издательств? Станут ли книжные магазины мини-издательствами? Видимо ответы на эти вопросы появятся в ближайшем будущем.

Источник: Журнал "Книжная индустрия".
Автор: Ольга Ро.





Параметры статьи

Адрес источника: http://www.bookind.ru/

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/1071_stat.html