Другие статьи раздела:


Культура и искусство

Древние забавы - это антиквариат в китайской культуре


"Древние забавы" - так называется с давних времён антиквариат в китайской культуре. Забавляться, играть, радоваться и развлекаться - это китайский подход к коллекционированию. Радость познания - вот главная радость, доступная человеку. Конфуций говорил, что радость - это способность учиться, со временем применять то, чему научился.

В чем ещё отличие китайского подхода от европейского? Каждый из объектов коллекционирования напрямую связан с живой традицией, практически не существует утраченных традиций мастерства. Все искусства и ремесла сохранялись на протяжении веков и продолжают развиваться по настоящий день. Предметы продолжают делать, а представители современной культуры продолжают ими в той или иной степени пользоваться.

Любая культура стремится к сохранению. Она подобна живому организму, в котором носители этой культуры - отдельные органы, проводящие время. И в каждой культуре есть свои принципы сохранения себя во времени. Основа китайской культуры - это любовь к древнему и непрерывному. Древность - это не просто собирание ветхих вещей. Древность - это основа движения времени. Сама древность предметов сообщает человека с движением, из которого происходят все остальные движения во всех предметах и людях. Отношения с древностью - это личные отношения человека со временем.

Каждый человек, втягиваясь в собирание древностей, какие бы не были у него изначальные мотивы, постепенно начинает изучать основы устройства культуры. Предмет приобретает ценность, только будучи рассмотрен как артефакт в контексте своего культурного слоя и во взаимосвязи с традицией.

Собирание и изучение предметов искусства напрямую связано с их экспонированием. У людей занимающихся этим в музеях и галереях всегда встает вопрос, каким образом дать возможность человеку, находящемуся вне контекста, увидеть, ощутить, узнать и понять всю красоту, глубину, уникальность, чтобы он в результате насладился той самой радостью игры.

Игра предполагает свободу творчества в рамках заданных правил, но без заранее известного результата. Результат получается в процессе творческого взаимодействия участников: людей, предметов, пространства, образов, звуков, слов и самого времени.

Дело в том, что произведение искусства в китайской традиции обязательно связано со своей прикладной функцией и не мыслится без оного. Одновременно подразумевается, что значение смыслов заложенных в каждый объект раскрывается не только в процессе внешнего любования обликом данного объекта, но при использовании и постепенном изучении.

Даже внимательный визуальный осмотр каждого из этих предметов даёт образный ряд не исчерпывающий их значения, но только ведущий и направляющий твой дух в область постижения более высоких истин.

В каждом случае необходимо иметь достаточно формальных знаний о свойствах материала, значениях форм, образных рядах, истории производства, традиционной философии и т.д. Так, например, чайная посуда подразумевает прочтение узора и одновременное знание о том, что этот материал претерпел изменения в процессе времени, в результате чего отдельные части предмета приобрели привлекательные, завораживающие оттенки, оттенки самого времени. И эти разводы органично вписались в текст предмета. Они создали шкалу переходов, имеющих своё, "посленебесное" значение.




Параметры статьи

Адрес источника: http://www.babao.ru/

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/994_stat.html