Другие статьи раздела:


Hi-Tech

Casio Exilim EX-FH20


Цифровой компактный фотоаппарат casio exilim ex-FH20 был бы лишь одним из многих гиперзумов, если бы не некоторые его специфические функции. Аппарат умеет делать до сорока фотографий в секунду, снимать видео высокого разрешения или, наоборот, низкого, но быстро — до тысячи «эфпээс». При этом стоит камера не очень дорого и вполне способна конкурировать по этому параметру с другими представителями класса. В отличие, кстати, от предка — EX-F1.

ФОРМУЛА ДВА

Высокоскоростные камеры — продукт однозначно нишевый. Другое дело, если непривычная скорость работы просто прилагается к основным характеристикам камеры, таким как малошумный сенсор, качественный объектив и удобное управление. Но и это не гарантия успеха. А вот если цена видеокамеры с дополнительными возможностями остается почти такой же, как и у обычного компактного аппарата — покупатель проголосует как надо. Со времени выпуска камеры, умеющей работать со скоростью шестьдесят кадров в секунду, прошло уже много времени. Камера Casio F1 хороша, спору нет — но цена, сравнимая с ценой зеркального комплекта, подвела и ошеломляющего успеха не случилось.

Exilim EX-FH20 стала по отношению к F1 тем же, чем была «Формула-3000» (и до этого — «Формула-2») по сравнению с главным этапом «Формулы-1». Характеристики не такие впечатляющие, но и цена соответствующая. FH20 оснащена девятимегапиксельным сенсором размером 1/2,3’’. Разрешение по сравнению с F1 подросло в полтора раза, а вот размер сенсора... Даже матрица 1/1,8 дюйма, использованная в старшей камере, не особенно велика, и ее спасало только низкое разрешение в шесть мегапикселей. Разместив на меньшей площади в полтора раза больше пикселей, компания-производитель наверняка завоевала симпатии многих не особенно знающих матчасть покупателей. Вот только на уровень шумов это наверняка повлияло самым неприятным образом.

Впрочем, маленькая матрица позволила Casio вырваться вперед и в еще одной гонке, той, где побеждает объектив с наибольшим диапазоном фокусных расстояний. Зум в двадцать крат пока встречается крайне редко, да и светосилу 4,5 на длинном конце 520 «эквивалентных миллиметров» можно получить, только имея дело с сенсором небольшого размера. С выдвинутым на полную объективом web камера выглядит забавно, но в свернутом положении оптика чрезвычайно компактна, и аппарат можно даже положить в большой карман. Аппарат при этом сохранил характерные «зеркальные» контуры и соответствующий хват.

Еще бы — в «рукоятке» скрывается отсек для четырех пальчиковых батарей. Такой тип питания сейчас почти стандарт для гиперзумов и встречается во многих камерах. Придется, правда, прибавить к цене камеры стоимость аккумуляторов и зарядного устройства, да и масса страдает — батареи AA намного тяжелее ионно-литиевых аккумуляторов той же емкости. Зато батарейки везде есть.

ПРЕДСКАЗАНИЕ ВМЕСТО РЕАКЦИИ

Компактные камеры с матрицей КМОП (CMOS) пока еще редкость. Такой тип сенсора гораздо быстрее, чем более распространенный ПЗС (CCD). Камера EX-FH20 обладает некоторыми специальными возможностями, которых нет практически ни у одного другого фотоаппарата. Но прежде чем перейти к нестандартным функциям, нужно рассмотреть обычные. Итак, девятимегапиксельная матрица позволяет получать снимки с разрешением до 3456x2592 точек, причем разработчики оснастили аппарат поддержкой RAW (DNG). Почему-то не могу припомнить ни одного производителя камеры с матрицей такого же размера, который не стеснялся бы «сырой» картинки, не прошедшей через процессорный «шумодав». Неужели эта матрица 1/2,3’’ настолько хороша, что даже «сырье» с нее выглядит адекватно?

В полном разрешении EX-FH20 способна делать 1,25 фотоснимка каждую секунду, но стоит чуть уменьшить размер картинки — и скорость возрастает скачкообразно. Восемь мегапикселей уже дадут тридцать кадров в секунду, а максимальная скорость 40 fps (в течение только одной секунды) достигается при разрешении 7 Мп. Хотя 7 Мп — хорошее разрешение, справедливости ради надо отметить, что старшая сестра, Casio F1, позволяла снимать со скоростью 60 кадров в секунду с полным разрешением. Видеовозможностей у аппарата не меньше. Стандартное VGA-видео или HD-видео 1280х720 пикселей пишется со скоростью 30 кадров в секунду. Ролики с разрешением 360х480 могут быть отсняты со скоростью 30-210 кадров в секунду. Если вас устроит разрешение 224х168, можете получать до 420 кадров за секунду, ну а в совсем смешном 224х56 камера может набрать полную скорость — до тысячи кадров за секунду. Что такое 56 пикселей? Ни о каких деталях, конечно же, речь идти уже не может — разглядеть бы хоть что-то. Старшая камера давала 336х96 пикселей при скорости 1200 кадров в секунду — тоже, конечно, не HD, но хоть что-то.

Однако Casio EX-FH20 обладает рядом функций, которых нет у предка. Как вы, наверное, понимаете, одна секунда — это очень-очень мало. Даже если у вас отменная реакция, вы все равно пропустите нужный момент, особенно если объект съемки не работает под фотографа, а занимается своим делом. Вероятно, большинство скоростных серий с Casio F1 начинается где-то с середины сцены. Разработчики тоже люди с конечной скоростью реакции, и они придумали функцию, которая помогает вернуть упущенный момент. Включите предзапись, и вам достаточно будет держать кнопку спуска нажатой лишь наполовину. В тот момент, когда вы наконец ее дожмете, в память запишется не только то, что произойдет после, но и то, что происходило до этого момента. Функция честная, работает безупречно. В режиме 40 fps, например, можно отправиться в прошлое на одну секунду — правда, тогда после нажатия кнопки запишется только один кадр «из будущего». Можно поделить прошлое и будущее пополам, наказав камере записывать 20 кадров до и столько же после нажатия кнопки, либо в любом другом соотношении. В других режимах максимальное время предзаписи определяется опять-таки только размером буфера, при обычной видеозаписи можно вернуть назад пять секунд времени. Да, очень важный момент: во время любого вида съемки можно пользоваться всем диапазоном фокусных расстояний объектива — проще говоря, зум работает и при видеозаписи тоже. Это превращает камеру в поистине универсальное устройство.

А МОЖЕТ, И НЕ СКАЗКУ...

К сожалению, Casio EX-FH20 при всех ее достоинствах присущ ряд недостатков, обычных для компактной камеры.

Первый и главный связан c системой автофокусировки. Она, конечно же, устроена так же, как и у всех незеркальных камер, ориентируется на контраст и делает это довольно медленно. Если на коротком конце скорость фокусировки еще туда-сюда, то чем ближе к 520 мм, тем хуже работает автофокус. Во второй половине зума лучше пользоваться ручной фокусировкой. Ручной фокус неудобен из-за отсутствия внятной шкалы на экране, однако при неторопливой съемке это лучше, чем ничего. Приблизив картинку, навести резкость все-таки можно. При высокоскоростной же съемке остается надеяться... да, собственно, почти не на что надеяться-то: все кадры будут резкими только если расстояние до объекта не меняется, что при спортивной съемке, например, бывает крайне редко. Лучший выход — специально выбрать такую точку съемки, чтобы объект летел (бежал, плыл, полз) вдоль плоскости кадра. Тогда все получится как надо. В противном случае придется выбирать из длинной серии отдельные хорошие кадры.

Да, не ждите от объектива выдающихся макровозможностей. В режиме макро минимальная дистанция фокусировки — 12 см, и она увеличивается пропорционально фокусному расстоянию: в середине диапазона это уже 1 м, а на длинном конце — полтора метра. В режиме супермакро фокусировка возможна с дистанции сантиметров пять, но при этом зум заблокирован. Учитывая, что, как правило, чем мельче предметы, тем быстрее протекают процессы, хотелось бы, конечно, большего, но и с дистанции 1,5 м получается кое-что отснять. Глубина резкости, правда, очень маленькая, но при такой скорости съемки это, право, детали. Второй серьезный минус связан с управлением. При том, что функциональность FH20 ближе к зеркалке, управление у камеры самое что ни на есть мыльничное. Параметры съемки нужно менять джойстиком, никаких колесиков для быстрой смены выдержки и диафрагмы не предусмотрено, что сильно усложняет использование аппарата в полуавтоматических и ручном режимах. Мало того, на единственном диске-селекторе вы не найдете привычных букв P, A, S и M: с его помощью можно лишь выбрать между одиночной и серийной фотосъемкой, обычной и высокоскоростной видеосъемкой. Смена же режимов PASM осуществляется через меню, что неудобно. Никаких кнопок для быстрого изменения чувствительности не предусмотрено, зато есть клавиша Best Shot для быстрого доступа к списку сюжетных программ. Тоже, конечно, полезная кнопка, которая совершенно однозначно определяет целевую аудиторию аппарата: это не продвинутые, а самые что ни на есть начинающие пользователи. В сюжетных программах никаких параметров менять не требуется...

ВИДОИСКАТЕЛЬ

Конечно же, у такого аппарата нет и не может быть полноценного оптического видоискателя. Однако визировать можно не только по дисплею, предусмотрен небольшой электронный закрытый видоискатель с коррекцией нарушений зрения. Он заодно выполняет все функции дисплея, так что для изменения настроек не нужно переключаться на большой экран, если вы уже смотрите в видоискатель.

Основной дисплей яркий, но — для скоростной камеры — довольно медленный. А вот видоискатель, наоборот, очень быстр для электронного. Мало того, на скорости его работы, кажется, почти не сказывается низкая температура. Нет, «лаг» все равно есть, однако чтобы с помощью такого видоискателя можно было уследить даже за относительно быстрым объектом — такое автор видит впервые. И пусть маленький экранчик не отличается точной цветопередачей — это совершенно неважно, зато динамический диапазон позволяет не терять изображение ни в темных, ни в светлых областях. В характеристиках для видоискателя заявлено разрешение 200 000 пикселей, но на глаз разрешение получше, чем на дисплее. Очень похоже, что в качестве матрицы используется LCoS-дисплей.

Площадь экрана распределяется весьма грамотно. Отдельной клавишей можно менять режим отображения тех или иных параметров съемки, можно вывести на экран гистограмму и сетку золотого сечения, а основные характеристики кадра отображаются по умолчанию.

ТОНКОСТИ СЪЕМКИ

Посмотреть на RAW при высокой чувствительности матрицы не удалось — съемка в этом формате возможна только при ISO 100 и ISO 200. Изучение картинки, снятой на 200 единицах в режиме RAW+JPEG, показало, что, во-первых, матрица не так уж и плоха, а во-вторых, алгоритмы шумоподавления очень сильно мылят картинку. Посмотрите на участки плитки, снятой в темное время суток под электрическим фонарем. В RAW изображение зернистое, но резкое, а в JPEG — мягкое, но с цветными артефактами и без мелких деталей. Дальнейшее увеличение чувствительности сопровождается потерей деталей, но шум увеличивается не сильно — система шумоподавления старается вовсю. А вот на ISO 800 уже и деталей нет, и резкости, и с цветными пятнами беда.





Параметры статьи

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/3360_stat.html