Другие статьи рубрики:


Учеба  ->  Школьное образование

Психология подготовки к экзаменам


Как у всех, для нас рано или поздно наступала очередная пора экзаменов. Мы с сокурсниками собирались перед аудиторией и ждали своего «часа икс». Чем я отличался от других? Я всегда знал, сколько я стою. Это знание придавало спокойствие и уверенность в своих силах и даже если предполагалась оценка на «халяву», все понимали: за ней стоит кропотливая работа. А экзамен – лишь ее итог. Оценка не заставляла себя ждать, оставалось лишь отдать друзьям тщательно приготовленные, но так и не использованные шпаргалки. Надобности в них никогда не было, но сам процесс подготовки «шпор» помогал структурировать имеющиеся знания, увидеть недочеты и пробелы, отделить наиболее важное от всякого рода плевел.

Экзаменатор никогда не был для меня человеком, только и мечтающим «завалить» студента. Практически всегда мы встречали друг друга улыбкой настраивающей на добродушный, но серьезный и деловой разговор. Да и сам экзамен я воспринимал не «кто кого пересидит», а как взаимоотношение двух партнеров, один из которых преподаватель, а другой или будущий, или уже сложившийся, студент. И поскольку это - общение двух людей, то и подчинялось оно всем известным правилам. Найти их можно в любом учебнике по психологии общения. Для себя я выбрал следующие.

Лучший вариант – когда знакомство студента с экзаменатором происходит не во время выбора экзаменационного билета, а задолго до этого увлекательнейшего процесса. Посещайте лекции, наблюдайте, задавайте больше вопросов. Налаживайте эмоциональный контакт. Попросите преподавателя дать вам на время что-нибудь, например книгу, диск с записями. Когда один человек делает что-то для другого, это создает у него положительный настрой к тому человеку, для кого он это делает. Решайте вместе задачи. Не только математические, но и выходящие за рамки обучения. Например… Возможно он вам поможет с общежитием?.. Найдите точки соприкосновения. Станьте, наконец, друзьями. Надеюсь, вы учитесь не ради арабских цифирок на гербовой бумаге. А лучшие знания и навыки приходят во время совместной работы с лучшими мастерами своего дела.

Если же контакт наладить не удается, маловероятно, что дело только в преподавателе. Скорее всего, виновато ваше неумение и незнание основ человеческой коммуникации. Так что учитесь искусству общения задолго до своего первого экзамена. Умение это пригодится как во время учебы, так и в жизни – в общении с противоположным полом, например.

Умение номер два для успешного учебного процесса – навык работы с большим объемом информации, зачастую разноплановой, разнозначной, не имеющей видимых логических и причинно-следственных связей. Первый шаг – уметь слушать и слышать, т. е. определять значимые слова, несущие информационную нагрузку. Уметь использовать метод активного слушания - после логического ударения, когда что-то непонятно, переспросить: «Правильно ли я вас понимаю?» - и своими словами пересказать монолог рассказчика. Если вы имеете в виду одно и то же, значит, информация была услышана.

Шаг номер два – работа с закодированной визуальной информацией – текстами, таблицами, графиками, картами. Любой придет в тихий ужас от количества литературы, которую необходимо изучить за время обучения. Здесь пригодится навык скорочтения. Жаль, что у меня он развит как у большинства – немного выше среднего. А хорошо бы соответствующий курс ввести в школьную программу. Ведь по старинке, перелистывая книгу, теряешь часть информации. Дальше, важно воспринимать, запоминать, осмысливать прочитанное. Для этого необходима тренированная память, умение анализировать и находить причинно-следственные связи, знание законов логики. Вот и получается, что прежде чем учиться чему-либо, надо научиться учиться, уж извините за тавтологию. А учиться, как известно, никогда не поздно.

Вывод один – к экзамену надо готовиться задолго до того как вы решили причислить себя к славной когорте студентов. А поскольку их не удастся избежать в любом случае, поступайте как герои известного анекдота – расслабьтесь и получайте удовольствие. Вы все знаете, все умеете, у вас обязательно все получится!

Михаил Ломако.
© Президентская школа
При размещении статьи на других сайтах, ссылка на Президентскую школу обязательна






Параметры статьи

Адрес источника: http://www.president-school.ru/

постоянная ссылка на статью: http://po4itaem.ru/art/2723_stat.html