Другие статьи рубрики:


Семья, быт, люди  ->  Детство

Овладевание детьми речью не столь уж быстрый процесс. Часто всего одно слово играет роль целого предложения. Но начинается развитие речи в первые месяцы жизни с простого агуканья


Человеческая речь, возникшая в процессе филогенеза параллельно с переходом к прямохождению и началом использования орудий труда, и в настоящее время, когда проводятся небезуспешные эксперименты по обучению разговору дельфинов и обезьян, может считаться наиболее специфической способностью, процессом, имеющим огромное значение в становлении человека, в зарождении и развитии культуры и цивилизации. Давайте рассмотрим, как развивается речь в первые месяцы жизни человека.

Агуканье детей на втором-третье месяце после рождения - это первые звуки связанные с рождением речи. Агуканье состоит из одного-двух фонетически неопределнных и одного-двух гласных звуков, причем собсвенно звуки не являются наиболее значимыми элементами агуканья. Доказательством этого служит то, что агукают и глухие от рождения дети, хотя они не могут слышать издаваемых звуков. (Врожденная глухота приводит к тому, что такие дети вырастают глухонемыми. Органы речи в этих случаях здоровы, но ребенок, не слышащий человеческой речи, очевидно, и не может научиться говорить, а если это и получаентся, то только лишь с применением сурдопедагогических методов. ) Следовательно, на этом этапе агуканье является функциональной игрой, дети наслаждаются игрой мускулов, которая сопровождается произведением звуков, не имеющими никакого значения. Исследования специалистов показывают, что в течении первых трех месяцев жизни окружение не оказывает существенного влияния на характеристики гуления. Хотя по некоторым наблюдениям, при ласковом, заботливом отношении к ребенку он гулит более часто; со всей определенностью это заметно лишь начиная с третьего месяца жизни.

Таким образом, с третьего месяца, когда гуление постепенно преобразуется в другой тип звуков, произносимых младенцем, в лепет, социальное окружение игрует уже очень важную роль. Окруженные заботой и любовью, ощущающие теплоту родительского отношения к ним, дети лепечут намного чаще, разнообразнее, чем их сверстники, которым уделяют меньше внимания. Детский лепет чрезвычайно разнообразен. Лепечущий малыш издает и такие звуки, которые не используются в родном языке. Среди звуков, легко издаваемых ребенком, обнаруживаются английский "th" или русский "ы", которые с трудом произносятся венграми, изучающими этот язык.

Значение связи с социальным окружением подтверждается еще и тем, что между третьим и шестым месяцем процесс лепетания претерпевает характерные изменения, исчезают звуки, не встречающиеся в родном языке, и примерно с шести месяцев малыш уже начинает произносить звуки, которые он слышит вокруг себя.





Параметры статьи

Адрес источника: http://www.permama.ru

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/1599_stat.html